Почему тренинги по сплочению команды иногда дают противоположный эффект

Крупные компании в описаниях вакансий пишут о том, что соискателю будет доступно оплачиваемое фирмой обучение, если он станет сотрудником. Это подается в качестве бонуса или варианта нематериальной стимуляции труда. Для некоторых работников это предложение является не поощрением, а наказанием.

Менеджеры по управлению персоналом устраивают «тимбилдинги» ради того, чтобы сплотить отделы, повысить продуктивность, развить новые навыки. Некоторые сотрудники считают такие тренинги проклятьем.

Исследователи из Университета Сиднея даже подумывают о том, чтобы изучить этическую сторону проблемы. Во время тренингов случаются интервенции: попытки изменить личность участника, повлиять на его установки и убеждения. Особенно это касается занятий, проводимых под руководством психологов.

Стоит ли без желания человека менять его персональные качества? Это большой вопрос.

Тренинги по принуждению

Петр Матус и Джулиан Поллак из Школы проектного управления Университета Сиднея изучали вовлеченность персонала в корпоративные тренинги еще до эпидемии коронавируса. В 2019 году они проводили опрос работников предприятий. И многие уверяли, что занятия по построению команды (тимбилдингу) им кажутся напрасной тратой времени. Исследователи решили подробнее изучить эту проблему.

"Почти каждый день работники становятся объектами воздействия, которое проявляется в явном или скрытом виде," – рассуждает доктор Матус в интервью сайту Siencedaily.  Оно направлено на то, чтобы изменять нашу сеть деловых отношений. Формируются команды, потом они объединяются или переформировываются. Персонал переводится в другие части офиса. А само офисное пространство переделывается. От нас ждут, что мы не станем пропускать вечеринки с коллегами и мероприятия по укреплению команды. Все это делается с целью повысить эффективность рабочего пространства, развить тягу к сотрудничеству, улучшить сплоченность. Но разве что-то из этого работает?

Новые опросы авторов проекта показали, что упражнения на сплочение команды, которые делаются на тренингах, многими воспринимаются, как неприятные обязательства. Попытки заставить сотрудников менять личные установки и предпочтения ради отношений в коллективе называются бесцеремонными и навязчивыми. А некоторые работники даже используют такие слова, как «деспотизм, авторитаризм». То есть, они крайне негативно относятся к корпоративному обучению.

Несовместимые цели

Есть немало исследований в бизнес-психологии, из которых следует, что для построения связей внутри команды нужно проявление открытости, уязвимости. Эти свойства, которые не особо полезны в деловой среде, важны для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Противоречия бросаются в глаза: сотрудники вынуждены проявлять те качества личности, которые вредны для основных бизнес-процессов. И все это делается в угоду директору персонала, а не по личному желанию.

"Среди участников, с которыми мы проводили беседы, нашлись противники упражнений тренингов по построению команды", – говорит Джулиан Поллак. Они сетовали на то, что выполняли их по принуждению, хоть оно и было неявным. Кроме того, они не приветствовали интерес руководства к тем сторонам жизни, которые не касаются непосредственно рабочих обязанностей.

Тимбилдинг требуется, в основном, в ситуации стресса, в дисфункциональных социальных группах. В таких обстоятельствах многие люди не желают развлекаться или заводить друзей…

Мы рекомендуем использовать подход, который дает персоналу выбор: участвовать или нет в тренингах по командообразованию. Парные упражнения должны выполнять только те коллеги, которые сами хотят укрепить свои отношения. Причем выбор сотрудников не должен быть виден директорам.

Ученые советуют проводить изучение взаимодействия сотрудников, чтобы находить критические точки в отношениях. Для этого можно использовать аналитику корпоративных сетей или рабочих чатов.

Вместо того, чтобы заставлять людей идти на тренинги, лучше подвести их к тому, чтобы они сами туда отправились. В этом могут помочь наводящие вопросы или тестирование, где работникам с проблемами в коммуникациях будет рекомендовано пройти такое обучение. Дальше доброго совета дело заходить не должно.

В ином случае, можно получить противоположный ожидаемому эффект. Нельзя подружить людей в отделе против их воли. Раздражение и злость на начальство, которое заставляет уделять этому время, могут вылиться и на коллег. И тогда, цель по укреплению команды не будет достигнута, скорее, наоборот: конфликты усилятся. А это может спровоцировать саботаж и нежелание идти на компромиссы в отношениях с коллегами.

Вы можете заказать организацию мероприятия или отдельную услугу!

Оставьте свои данные, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Приезжайте к нам в офис и мы обсудим все детали
Адрес

Москва, Ново-Рижское шоссе КП "Парк Авеню"

Благовещенский пер. 1А, второй этаж офис 208 Маяковская

Время работы

10:00 - 22:00 без выходных